Основная ошибка персонала, обслуживающего нашу отечественную технику, оснащенную гидросистемами, является, при заказе рукава, не указание резьбы гайки, а указание размера “под ключ” (в каталогах запасных частей он обозначается как “S”).
Результатом такой небрежности может оказаться тот факт, что под один и тот же ключ может подходить и “лёгкая” гайка большей резьбы, и “тяжелая” (или по-другому ее называют “усиленная) меньшей. Поэтому, при формировании заявки убедительная просьба проверять и указывать размер резьбы на присоединяющемся штуцере. Дюймовых резьб на отечественной технике, как правило, не бывает, резьбовая часть, как правило, имеет шаг 1,5 мм., в каталогах европейских производителей рукавов высокого давления этот стандарт носит наименование DK.
Едиственным исключением служит ныне не применяемый стандарт DKI, который представляет собой уплотнение типа “внутренний конус” сталь по стали с резьбой 16х1 мм. В быту среди механиков такое уплотнение носит название “вертолетного”, т.к. оно широко применялось в гидросистемах средств малой авиации. Основные принципиальные моменты конструктивов этих типов уплотнений указаны ниже:
Уплотнители типа DK (штуцер) сейчас практически не применяются, потому если у Вас применяется такой рукав, то целесообразнее осуществить его ремонт, или переоснастить имеющееся у Вас оборудование, например, на европейский стандарт DKO.
Указанные типы фитинги типа (Г), т.е. “накидная гайка” могут применяться не только прямыми, но и с определенным углом оси вращения уплотнительной поверхности фитинга (сферы либо конуса) относительно обжимной муфты рукава. Как правило, величина загиба составляет 45 или 90 градусов. И если загнутым является только один конец рукава, то вопросов с изготовлением и установкой такого рукава не возникает. Сложнее обстоит дело с вариантом, когда оба фитинга у рукава загнуты. В этом случае при оформлении заявки на РВД появляется еще один параметр: величина относительного угла фитинга после обжатия. Если это условие не выдержать, то рукав с неверно выдержанным относительным углом будет в принципе невозможно установить на технику, либо эта установка будет сопряжена с сильной скруткой рукава вдоль его оси, что повлечет выстрый выход его из строя. Относительный угол определяется по следующей методике:
1. Требующий замены рукав максимально растягивается по прямой.
2. Лицо, осуществляющее составление заявки располагается с торца рукава.
3. Дальний от наблюдателя загнутый фитинг рукава устанавливается вертикально.
4. Смещение ближнего к наблюдателю загнутого фитинга относительно дальнего определяется в градусах либо часах по часовой стрелке!
Касаемо самого рукава, он подбирается соответственно условиям эксплуатации гидросистемы, главным образом по рабочему давлению. Как правило, заявленная производителем эксплуатационная нагрузка заведомо занижена в части импульсных нагрузок в 2 раза, в части прочности на разрыв — в 4 раза. Желание механиков “подстраховаться” и оформить в заказ рукав с заведомо лучшими прочностными характеристиками (например, на гидросистему с эксплуатационным давлением 120 атм. техн. порою заказыват вместо однооплеточного рукава с заявленной прочностью 180 атм. техн. двухоплеточный, с заявленным производителем эксплуатационным давлением 330 атм. техн.). На первый взгляд, такое рвение объяснимо — по собственному опыту многие отечественные рукава выдерживают давление гораздо меньшее, чем “на них написано”. Соответственно, мы охотно верим механикам, ремонтникам, которые смело утверждают, что из десятка приобретенных рукавов отечественного производства нормально “стоЯт” от силы 2..3, остальные начинают течь в первую неделю после установки. НО! Опять напоминаем, что применяемые нами шланги импортого производства и уж заявленное давление они держат. В конечном итоге эта “перестраховка” механиков оборачивается следующими негативными сторонами:
1. Цена. Двухоплеточный рукав, разумеется, дороже однооплеточного. Разница в цене может составлять более 20%.
2. Двухоплеточный рукав тяжелее. На одном метровом рукаве эта разница незаметна, но и на установках этих рукавов гораздо более 1 шт. А механикам их таскать.
3. Двухоплеточный рукав жёстче. Он имеет бОльший радиус изгиба и не всегда может быть безопасно уложен в тех местах манипуляторов, где однооплеточный устанавливается без проблем.
Но с другой стороны, двухоплеточный рукав имеет большую стойкость к истиранию, благодаря большей толщине и дополнительной армировке стенок. Поэтому просьба к механикам и менеджерам по комплектации дополнительно уточнять оправданность применения более мощного рукава.